Национальная культура
Творческий дух корейского народа находит свое выражение в самобытной музыке, танцах и живописи, которые развивались на протяжении всей 5000-летней истории страны. Несмотря на то, что в последнее время в Корее получила распространение западная культура, уникальная и неповторимая культура “Страны утренней свежести” продолжает развиваться как в чистом, так и в модернизированном виде.
В основе корейского искусства лежит глубокое уважение к природе. В произведениях живописи и изделиях из фарфора преобладают спокойные, приглушенные цвета. Его характеризуют юмор и чувство гармонии, которые способствовали воспитанию особого эстетического вкуса, проявляющегося в простом и искреннем изображении прекрасного.
Традиционная музыка
Любовь к музыке и танцу была свойственна корейцам на протяжении всей их долгой истории. В далеком прошлом сельские жители отмечали окончание посевных работ и сбор урожая песнями и плясками, которые и легли в основу народной музыки и танца, популярных и в наши дни. Традиционная корейская музыка кугак имеет общие культурные корни с традиционной музыкой Китая и Японии.
Однако, несмотря на некоторое внешнее сходство, корейская кугак тем не менее существенно отличается от музыки других стран Восточной Азии. Корейская музыка, например, традиционно имеет тройной ритм (три удара в такт), в то время как для китайской и японской музыки характерен двойной ритм.
Кугак подразделяется на две основные категории: чонак, или музыка для высших слоев общества, и минсогак, или народная музыка. Для чонак характерна размеренная, торжественная и сложная мелодия, которая исполнялась во время придворных церемоний, в то время как минсогак, включающая в себя такие жанры, как народные песни, крестьянская музыка, песенно-драматический жанр пхансори и шаманская ритуальная музыка, отличается быстротой, живостью, красочностью и энергичностью.
Традиционные танцы
Традиционный корейский танец можно подразделить на 6 видов: придворный танец, шаманский, буддийский, конфуцианский, народный танец и танцевальное представление в масках. Степенные, грациозные движения придворного танца отражают красоту эмоциональной сдержанности, характерной для конфуцианской философии.
В противоположность этому корейские народные танцы являются отражением быта, труда и верований простых людей. В захватывающей и романтической манере они рисуют искренние чувства корейского народа. К категории народного танца относятся, как уже говорилось, сельский народный танец, танец в масках и шаманский танец.
Понимание корейской традиционной музыки и танцев помогает лучше понять саму Корею. Многие танцы были забыты или утрачены в период колониального режима. Но в 80-е годы возрождается интерес к полузабытым танцам. Некоторые из них признаны “национальными сокровищами духовной культуры”, а их исполнители удостоены звания “человек – сокровище культуры”.
Традиционное изобразительное искусство
Традиционная корейская живопись существенно отличается от западной. В ее основе лежат неповторимые линии и цвета Востока. Следы ранней корейской живописи, присутствующие на стенах королевских гробниц периода Трех государств (57 г. до н.э. – 668 г. н.э.), дают представление о жизни корейцев в то время. Когурейская живопись отличается динамичностью и ритмичностью, творчеству мастеров Пэкче присущи элегантность и утонченность, а в произведениях художников Силла отмечены некоторая умозрительность и внимание к деталям.
Мало известно о живописи Объединенного Силла (669 - 935), так как до нас дошел лишь один ее образец, но можно предположить, что и она достигла высокого уровня развития в этот гармоничный период, для которого характерен расцвет культуры. В период позднего Корё (918 – 1392 г.г.) произошел наибольший расцвет буддизма в Корее, свидетельством чего служат многочисленные произведения буддийской живописи, хранящиеся в храмах по всей стране.
Темами многих работ были так называемые “четыре господина” (слива, орхидея, хризантема и бамбук). Художники раннего Чосона (1392 - 1910) не могли освободиться от влияния старых стилей, но картины мастеров следующих поколений отличаются оригинальностью и творческим воображением.
Во времена династии Ли (1392 – 1910 г.г.) господствующей идеологией в Корее стало конфуцианство, и корейская интеллектуальная элита, которой были созданы основные произведения искусства в этот период, оказалась под сильным влиянием китайских культурных традиций.
Народная живопись, популярная среди низших слоев общества, не испытывала влияния какой-либо из школ. Она использовала свободную и экспрессивную технику и яркие краски с тем, чтобы передать на полотне трагическое и комическое в человеческой жизни, красоту окружающего мира, облечь в форму и цвет мечты и полет мысли. В наши дни в Корее сосуществуют восточная и западная школы живописи. В произведениях некоторых современных художников присутствуют элементы обеих школ.
Гончарное искусство
Техника производства керамики была привезена в Корею из Китая более 1000 лет назад. В Корее она получила дальнейшее развитие, в результате чего были созданы местные гончарные традиции, которыми корейцы по праву гордятся. Глиняные остродонные сосуды эпохи неолита украшены декором из параллельных линий и точек.
Изделия мастеров раннего Силла отличались оригинальностью и цветовой гаммой от серого до черного, а иногда и коричневого оттенков. Утонченная изящность и неповторимый голубовато-зеленый цвет селадона эпохи Корё (918 – 1392 г.г.) принесли ему всемирную известность и популярность у любителей антиквариата.
Белый фарфор эпохи Чосон (1392 – 1910 г.г.) также пользуется заслуженной славой. В годы Корейско-японской имчжинской войны 1592 – 98 г.г. техника производства керамических изделий попала из Кореи в Японию, что в значительной степени способствовало развитию там этого вида художественных ремесел.
Литература
На раннюю корейскую литературу большое влияние оказали шаманизм, буддизм и конфуцианство. Она развивалась в рамках устной традиции и была проникнута любовью к человеку и природе, которые рассматривались как одно целое. В этой литературе всегда побеждает добро и наказывается зло, прославляются преданность королю, сыновняя почтительность, уважение к старшим, истинная дружба и добродетельность.
Среди ранних произведений стихи хянга, написанные с помощью китайских иероглифов, заимствованных по фонетическому признаку. До нас дошли 25 хянга, созданных в эпоху Силла. В периоды Корё и Чосон литература высших слоев общества, написанная в основном на китайском языке, была посвящена зачастую философским рассуждениям на темы китайской классики. Владение этим искусством было важно для тех, кто стремился попасть на государственную службу – единственное занятие, кроме преподавания, которое вызывало уважение и давало путь к успеху.
Научные сочинения и дневники, написанные учеными и придворными дамами, составляли одно из литературных направлений того времени. Распространение получила поэзия ханси на китайском языке, а к концу династии Корё приобретает популярность новая стихотворная форма на хангыле – сичжо, состоящие из трех строчек. Сичжо популярны до конца периода Чосон, наряду с новым жанром каса, создаваемым на родном языке и носившем более описательный характер.
В эпоху Чосон появляется много литературных произведений на хангыле, в которых под влиянием движения Сирхак (Реальные науки) тема равенства людей часто становится центральной. У истоков этого жанра стояла “Повесть о Хон Гиль Доне” (17 в.), обличающая социальную несправедливость, царившую в обществе. Это направление получило дальнейшее развитие в конце 19 в. под влиянием западной идеологии, идей просвещения, свободы и независимости.
Современные писатели также часто обращались к теме социальной несправедливости, особенно в период авторитарных режимов. Одной из основных в их творчестве является также тема дегуманизирующего воздействия на человека индустриализации и модернизации.